2. Равенство и справедливость – “изобретение” неандертальцев

Эволюции потребовалось больше 3-х миллионов лет для того, чтобы из растительноядных животных, которыми являлись австралопитеки – одни из древнейших предков человека, создать неандертальцев и кроманьонцев, прямоходящих приматов нового типа. Однако этот огромный промежуток времени не прошёл бесследно – в отличие от австралопитеков, новые приматы приобрели множество умений, недоступных их менее развитым сородичам. Так, неандертальцы научились готовить пищу, добывать и использовать огонь, изготавливать пусть и примитивные, но вполне эффективные орудия труда. На смену пассивному собирательству пришла коллективная охота, сводившаяся к загону животного в ловушку и последующее забивание его камнями и дубинами. Однако не только мясо интересовало неандертальцев – именно они начали использовать и шкуры убитых животных для одежды и других целей. Теперь предки человека не зависели от милостей природы и могли спокойно выживать в более прохладном климате, в отличие от австралопитеков, вынужденных обитать только в тёплых климатических зонах. Поведение кроманьонцев и неандертальцев стало намного более сложным и продвинутым, хотя социальные и экономические отношения, царившие внутри племени, остались на том же уровне, что и у австралопитеков. Вожаками племени становились только сильнейшие мужчины, институт брака не существовал вовсе. Общинная экономика подразумевала отсутствие частной собственности, хотя существовала личная собственность – на одежду, оружие. Именно во времена неандертальцев возникли такие понятия, как справедливость и равенство, выраженные в разделе добытой пищи и материалов между всеми членами общины, в том числе более слабыми и беззащитными. Так что можно с уверенностью сказать, что первые зачатки идеологии зародились именно в среде неандертальцев.